Российско-американские сюжеты
Oct. 30th, 2010 11:59 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
История Оливера Джона Голдена рассказана его дочерью. Оттуда мы знаем, что в юности он оказался в Таскиги – учебном заведении для детей бывших рабов. Одним из его профессоров был всемирно известный профессор-ботаник Джордж Вашингтон Картер (один из первых негритянских профессоров), с которым он сохранил дружеские и деловые связи на всю жизнь. Во время Первой мировой войны Оливер воевал во Франции, из-за призыва не успев окончить институт. После войны он работал официантом в вагоне-ресторане (Пульмановская компания, владевшая вагонами, была в 1920-е крупнейшим работодателем афроамериканцев; не случайно первая общенациональная негритянская политическая организация вырастет из профсоюза проводников спальных вагонов - но это будет позже).
Несмотря на свое увлечение антирасистской идеологией коммунизма, в Советскую Россию он попал в 1924 случайно, по протекции друга, занимавшего высокий пост в Коминтерне. Тот устроил его на учебу в КУТВ – Коммунистический университет трудящихся Востока, готовившего кадры для мировой революции из стран Азии и Африки. Вместе с Голденом в Москву приехала его первая жена Джейн Уилсон, но она умерла в том же году. Оливер получил диплом в 1928 году и вернулся в США.
Работая по линии Коминтерна, Голден и встретил свою новую любовь. Берта Бялек, родившаяся в Польше в еврейской семье (среди ее родственников - классик еврейской литературы Хаим Нахман Бялик) и переехавшая в США с родителями, активно участвовала в коммунистическом движении, не раз попадая в полицейский участок. Именно в тюрьме они и познакомились. Межрасовый роман был в штыки встречен как в афроамериканской, так и - особенно - в еврейской общине. Решение заключить брак было вызовом и шагом к социальной изоляции.
Когда в Советский Союз сотнями поехали американские инженеры, Голден решил воспользоваться возможностью продвинуть дело расового освобождения и вспомнил о профессоре Картере. Именно к нему он обратился за рекомендательным письмом, подчеркнув, что среди двух тысяч специалистов, направленных пятьюдесятью американскими компаниями в Советский Союз, не было ни одного чернокожего (тут он ошибался, один афроамериканец уже работал в Сталинграде). Голден начал собирать заявления желающих, и к нему поступили тысячи писем от чернокожих американцев, хотевших уехать из пораженной кризисом Америки в далекую советскую страну. Однако Оливер Голден отбирал именно специалистов - он хотел продемонстрировать в Советском Союзе, что негритянская раса представлена и высокообразованными специалистами.
В 1931 году Оливер приехал в СССР во второй раз, на это раз сознательно направившись в Узбекистан.
Эта республика была избрана по многим причинам: с американской точки зрения узбеки – цветной народ и группа хотела помочь именно им. Кроме того, это страна хлопка, а афроамериканцы хорошо знали хлопковое дело, к тому же выпускник Института Таскиги продолжал пользоваться советами профессора Картера. Не без помощи, оказанной афро-американскими специалистами советской хлопковой индустрии, Узбекистан вскоре стал ведущей страной в мире по производству хлопка.
В 1934 году у Оливера и Берты родилась дочь, которую они назвали Лили. Через несколько лет перед семьей встала проблема: новые законы Советского Союза потребовали сделать выбор: возвращение в США или принятие российского гражданства. Многие, приехавшие в СССР вместе с Голденами, вынуждены были покинуть страну. Однако перед семьей стояла перспектива растить девочку, в которой смешалась негритянская и еврейская кровь в стране, пропитанной расизмом и обществе, организованном по религиозной принадлежности: она оказалась бы изгоем как в чернокожей, так и в еврейской общине. Советский Союз представлял собой общество, не обращавшее внимания на расовую принадлежность, а религия была отделена от государства и вытеснена на обочину жизни.
Голдены остались. Семейное предание рассказывает, что в Советском Союзе были свои страхи: во время "Большого террора" аресты происходили по ночам. Однажды, после того как рано утром у дома Оливера остановилась машина (но к нему никто не вошел), он, устав бояться, явился в местный отдел НКВД с предложением арестовать его, если его считают врагом народа. Ответ, по воспоминаниям родственников был таким: "товарищ Голден, не надо так расстраиваться. Мы уже выполнили план арестов в вашем районе. Идите и спокойно работайте".
В 1940 году Оливер Голден умер. Его вдова Берта воспитывала дочь Лили, которую видели многие в СССР, когда совершавший гастроли по стране певец Поль Робсон пел свою знаменитую колыбельную "Ma curly headed baby", поднимая на руках маленькую дочь своего друга.
При получении паспорта у Лили возникли проблемы с определением национальности. Сначала в милиции записали ее как "американку", но Лили не согласилась с этим и потребовала записать ее как "советскую" по национальности. Тогда ей предложили назваться узбечкой или русской, а она на это предложила запись "негритянка". В милиции заподозрили ее в попытке придумать себе национальность для того, чтобы получить возможность уехать из СССР, и Лили пришлось нести в райотдел кипу газет из семейного архива. В результате в паспорте записали-таки "негритянку".
Берта сумела воспитать дочь разносторонне развитой. В 1948 году Лили стала чемпионкой Узбекистана по теннису в одиночном и парном разрядах, и заняла четвертое место в Союзе, в то же время она занимала призовые места в музыкальных конкурсах.
Лили окончила МГУ (написав диплом по истории афро-американцев), подружилась со Светланой Аллилуевой, и была знакома с высшими партийными деятелями Советского Союза при Хрущеве. Заезжавшие в СССР американские негритянские деятели, знавшие еще отца Лили, такие как Поль Робсон и Уильям Дюбуа, поддерживали с ней контакты. Первый муж Лили (еще в студенческие годы) погиб в автокатастрофе.
Лили Голден была одним из инициаторов создания в СССР Института Африки, когда на "черном континенте" развернулась антиколониальная борьба. Вот как это случилось, по ее собственному рассказу:
Доктор Дюбуа однажды спросил меня, чем я хочу заниматься, после окончания института, и я ответила, что Африкой, но негде. Тогда они лично обратились к Никите Хрущеву, и он пораженный личностью этих людей, через три дня подписал постановление о создание Института Африки в Москве. Там я проработала сорок лет, все это время меня пытались выжить оттуда, так как я была единственной чернокожей в институте и привлекала к себе слишком много внимания, отвлекая это внимание от других важных персон. Я мешала им тем, что не была, как все, членом партии, не имела отношение к КГБ и дружила со Светой Аллилуевой, дочкой Сталина. В одной из написанных ею книг есть такая фраза: «Лиля очень умный человек, особенно знающий африканскую культуру, но на конгрессы ездит не Лиля, а директор института, дурак с партийным билетом в кармане». К слову сказать, директором тогда был сын А.Громыко.
В 1961 году Лили Голден вышла замуж за одного из политических лидеров независимого Занзибара по имени Абдулла Хасим Ханга. дам еще раз слово самой Лили:
Это необычная история. В 60-е годы Занзибар стал готовится к независимости и решали вопрос, кто встанет во главе свободного государства. Абдалла Кассим Ханга был самый грамотный, поэтому его отправили учится в Оксфорд. В этот момент его соратники решали на ком ему жениться. Претенденток было много. Но оказалось, что один из занзибарцев, которому я однажды помогла выступить на Первом фестивале молодежи, сказал, что видел в Москве, такую женщину, грамотную очень и фигура «как бочка на бочке стоит». В Африке это комплимент. Так все дружно и проголосовали за меня. Абдулла стал приезжать в Москву и искать меня. А однажды, когда нашел, просто позвонил в дверь и сказал: «Меня зовут Абдулла Кассим Ханга, я пришел на тебе жениться». Признаться честно, он мне понравился, но времени у меня на него совсем не было. Тогда он переехал в Москву и стал ждать моего согласия, за это время он экстерном окончил Институт им. Лумумбы. За два года он прошел программу шести лет. Он говорил на четырех языках. Его ум покорил меня и я стала его женой.
...
(По другим сведениям, Лили подрабатывала пением джаза в московском баре, где ее и увидел африканский студент - а.).

Абдулла Касим Ханга

Абдулла Ханга станет премьер-министром Занзибара и вице-президентом Танзании, но в 1969 году будет убит по приказу президента Джулиуса Ньерере (который сам станет затем большим другом Советского Союза). Их дочь, родившаяся в 1962 году Елена Ханга, с детства (в первом эпизоде - в фильме "Черное солнце" - она снялась уже в 1970 г.) будет изображать негритянок в советском кино,

Елена Ханга в роли служанки Салли в фильме "Человек-невидимка" (1984)
станет в 1990-е популярной телеведущей и опубликует на английском книгу, в самом названии которой - парадокс ее генеалогии: "Soul to soul: A Black Russian Jewish Woman's Search for Her Roots" ("Душа в душу: Чернокожая русская еврейка в поисках своих корней").

Лили Голден с дочерью и внучкой
А Лили Голден в середине 1990-х переедет в США, где она сейчас профессор Чикагского университета и член многих общественных организаций.
no subject
Date: 2010-10-31 12:08 am (UTC)2010-10-31 17:00.00
Date: 2010-10-31 02:02 pm (UTC)Politonline.Ru (http://www.politonline.ru). Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/groups/ (http://www.politonline.ru/groups/)
no subject
Date: 2010-10-31 09:54 pm (UTC)Эту генеалогическую историю многократно публиковали всякие светски-бульварные издания лет десять назад.
no subject
Date: 2010-10-31 10:41 pm (UTC)Я с Лили Голден познакомился три года назад в Питере, на конференции "Афро-американцы и Россия". Тогда она еще числилась в Чикагском университете, а веб-сайт и сейчас ее там числит.
Сейчас только материалы той конференции вышли, что и напомнило мне о сюжете.
no subject
Date: 2010-11-01 10:26 am (UTC)no subject
Date: 2010-11-01 10:59 am (UTC)no subject
Date: 2010-11-01 11:31 am (UTC)Lily Golden
(Лия Оливеровна Голден)
(С персональной странички: http://www.africana.ru/Golden/)